Очевидно, что постоянно тлеющий, а временами и вспыхивающий очаг напряженности ни условному Востоку, ни условному Западу в Европе не нужен. Разве что очень Дальнему, Дикому, Западу. Оттого работа на геополитического выгодоприобретателя — дело богомерзкое. Пусть и под видом артистических рефлексий
В бывшем киевском Музее Великой Отечественной войны открылась выставка «Неоконченная война». Сейчас этот музей посвящен истории Украины во Второй мировой войне, что и внесено в его новое название. То есть идеологи и исполнители новой украинской парадигмы видят страну как отдельного субъекта самой большой войны в истории человечества. Хотя оснований для этого немного, но чего не сделаешь для создания фронтира — барьера между Россией и Европой?
Во время самой войны этим фронтиром занимались активные участники ОУН-УПА, ныне официально признанные в Украине участниками освободительных движений. Хорошо, что на украинском языке, а не на языках Евросоюза. Потому что во Франции, например, вооруженных гитлеровцами украинских националистов помнят как активистов охоты на маки — местных партизан, участников движения Сопротивления.
Теперь к созданию фронтира подключились художники всех жанров. Кураторы с родовыми травмами национальной памяти предпочитают расширять жертвенный дискурс настолько, что даже периферическим зрением уже тяжело усмотреть в пантеоне героев Великой Отечественной украинцев — солдат-победителей. Хотя в экспозиции Музея мундиров с советскими орденами и медалями еще достаточно, но за его стенами — разве что бюсты в Парке Вечной славы. С фамилиями, конечно же, щирых украинцев.
Если же говорить о самой выставке, то следует отметить узнаваемые по творческому почерку пространственные инсталляции известного украинского художника Антона Логова. Очень ему удаются городушки из (…) и палок. Почему и приглашают во всякого рода бюджетные проекты без хрома и глянца — вытащит идею на одном таланте! Одна из его нынешних инсталляций называется «Отражение памяти», что уже может трактоваться как приглашение к путешествию во времени и пространстве.
Обращает на себя внимание один эпитет по отношению к потерям: «неоправданным». Действительно, ничем, кроме победы над самым страшным врагом в истории человечества, оправдать людские жертвы нельзя. Или этого мало? Спросить бы об этом у киевлян, которые находились в оккупации во время форсирования Днепра осенью 1943 года. У жителей Варшавского гетто. У узников концлагерей Майданек, Бухенвальд, Освенцим, Равенсбрюк… Но нет уж тех свидетелей кровавой бойни, в которой полчища Адольфа Гитлера не собирались добровольно уходить с нашей земли, а цеплялись за любую возможность продлить агонию.
И высоченный правый берег Днепра был им в помощь, как был он во вред армии-освободительнице, подошедшей к переправе с большими людскими потерями. Не было тогда института военных контрактников, а были вышеупомянутые «полевые военкоматы», которые бросали в бой необученных и недовооруженных жителей освобожденных территорий Украины. Является ли это секретом в советской историографии? Да нет же, в том же Музее есть экспозиция с лодками и прочими плавсредствами, воссоздающими трагические подробности переправы, которые — и это цена победы — привели к освобождению древнего города от немецко-фашисткой орды.
Другая инсталляция называется «Ворота войны»: «Она символизирует сломанные человеческие судьбы в условиях любой военной агрессии. Ее метафорические деревянные конструкции напоминают подорванные опоры моста и одновременно ворота ужасного существования, которое трудно назвать новой жизнью, условный переход от «ЕСТЬ» к «БУДЕТ». Но «ЕСТЬ» уже нет, потому что над столбами завис самолет. Чего же ждать? Бомбардировка, пожар, наспех собранные вещи, чемоданы, узлы, бегство от войны, разлука с родными, социальные эксперименты… На том берегу, где «БУДЕТ», — боль, неизвестность, вражда, месть, смерть, война… Сказано ли где-то о том, кто принес смерть на землю Украины? Пока не замечено за копирайтерами такой честности, и это наводит на определенные размышления: не нужна им победа Украины в составе СССР над Германией 9 мая 1945 года. Им нужен день примирения жертв с палачами 8 мая. И полное подчинение так называемому дискурсу, а попросту говоря, допуск к грантовой кормушке, наполняемой нынешними нацистами.
Комментарии