Понтифик обсудил эту тему на пресс-конференции после визита в Казахстан. Один из журналистов спросил его, правильно ли с точки зрения морали отправлять оружие Украине. «Это политическое решение, которое может быть морально допустимым, если оно принимается на условиях моральности»,— ответил папа римский (цитата по Reuters).
Он изложил принципы «справедливой войны» Римско-католической церкви, согласно которым, допускается «пропорциональное» использование смертоносного оружия для самообороны против «нации-агрессора». «Самооборона — это не только законно, но и выражение любви к родине… Если вы что-то защищаете, вы это любите»,— убежден понтифик.
Объясняя разницу между тем, когда допустимо или аморально поставлять оружие в другую страну, он сказал: «Это может быть аморально, если ваше намерение состоит в том, чтобы спровоцировать новую войну или продать оружие или избавиться от оружия, которое больше не нужно. Мотивация — это то, что в значительной степени определяет нравственность этого действия».
Папа римский считает, что «всегда сложно вести диалог со странами, развязавшими войну», но от него нельзя отказываться. «Я бы не исключал диалога с любой державой, которая находится в состоянии войны, даже если это диалог с агрессором… Иногда приходится вести такой диалог»,— отметил он. По его мнению, тем, кто предлагает такой диалог, «это идет на пользу».
Понтифик допускал, что действия НАТО у границ России могли стать причиной начала военной операции на Украине. В июле папа римский сказал, что нужно как можно скорее возобновить российско-украинские переговоры. Он также призывал остановить третью мировую войну и не допустить ядерной войны.
Папа римский говорил, что хотел бы посетить и Москву, и Киев. В мае церковный деятель рассказал, что после начала военной операции запрашивал проведение встречи с президентом Владимиром Путиным, но Россия проигнорировала эту просьбу. Киев же недоволен недавними высказываниями понтифика, из-за чего его приезд пока считают нецелесообразным.
Комментарии